Тенерани


Тенерани
, Пьетро (Tenerani, Pietro) 1789, Каррара — 1869, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь метода Лоренцо Бартолини. Учился у Бартолини в Академии художеств Каррары. За рельеф Орест, преследуемый фуриями получил в 1813 первую премию и в качестве пенсионера отправился в Рим. С 1815 ок. 15 лет работал в мастерской Бертеля Торвальдсена, пытаясь следовать его строгой неоклассицистической манере. В ранних произведениях (Психея с ящиком Пандоры, 1819; Венера и Амур, 1823) стремился сочетать мягкость и лиризм стиля Антонио Кановы с холодной грацией Торвальдсена, несколько жанризируя мифологический сюжет. В 1840-е сблизился с кругом мастеров итальянского пуризма, увлекся их эстетическими идеалами, в которых отразилось своеобразие романтического движения в Италии в 1-й пол. XIX в. Попытка освоить принципы пуризма очевидна в рельефе Снятие с креста (1840-е, Рим, капелла Торлония в церкви Сан Джованни ин Латерано). Тенерани, как и другие пуристы, не тяготел к созданию повышенно эмоциональных образов, а пытался достичь некоего единства "романтического" и "классического", понимая под последним достижения мастеров Возрождения. Обращение к национальному наследию было характерной чертой его творчества. В искусстве скульпторов XV—XVI вв. он видел путь освобождения от эклектики, приближение к правдивой передаче натуры и чувств героев. Пластика и позы фигур в рельефе убедительно и сдержанно выражают трагические чувства персонажей Священного Писания, служат раскрытию психологического и нравственного содержания сцены. При общем впечатлении "классического" равновесия в трактовке всей группы Тенерани удается сохранить и индивидуальную выразительность каждой из фигур. Ритмы их движений напоминают чуть угловатую пластику фигур во фресках Джотто или Пьетро Лоренцетти, которые изучали пуристы. В 1830-е после отъезда Торвальдсена из Рима Тенерани приобрел большую известность. В 1830 он завершил начатую учителем работу — надгробие пасынка Наполеона Евгения Богарне, герцога Лейхтенбергского (1781—1824) в церкви Св. Михаила в Мюнхене; исполнил статуи Пия VIII и св. Альфонсо для собора Св. Петра (1838—1844). В статуях папы Пия IX (Витербо, Музей), Пия VII (Ватикан), Фердинанда II Неаполитанского в Мессине (1837), памятниках графу Орлову в римском палаццо Браски (1835), великой княжне Марии Николаевне (1823, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), писателю Пеллегрино Росси (Рим, Нац. галерея современного искусства) проявилась компромиссность метода пуристов, в теории не желавших соотносить натуру с идеальным античным прототипом, но на практике следовавших методу "возвышенного исполнения" и порой создававших холодные натуралистичные образы. Заданный идеальный прототип довлеет над скульптором и в скульптурных бюстах Б. Торвальдсена (1824) и графини Марии Нарышкиной, супруги русского дипломата Н. Д. Гурьева (ок. 1820, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в которых он стилизует модели под образы тосканской ренессансной пластики, но и не отказывается от характерных приемов неоклассицистической скульптуры. Самой крупной работой Тенерани явилось надгробие Пия VIII в соборе Св. Петра (1856). Оно наглядно демонстрирует манеру скульптора, использовавшего образы Торвальдсена и Кановы в качестве прототипов. Восседающий на троне, в центре композиции надгробия, Христос напоминает статую Христа, исполненную Торвальдсеном для церкви Св. Марии в Копенгагене, а молящийся Пий VIII — скульптурную фигуру папы Климента XIII Реццонико в соборе Св. Петра Антонио Кановы. Надгробие Пьетро Тенерани — типичный памятник эпохи эклектики. В 1850—1860-е Тенерани играл видную роль в официальных художественных кругах, став в 1857 президентом римской Академии Св. Луки, а в 1860 директором римских музеев.
Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Janson H. W. Nineteenth Century Sculpture. New York, 1985.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Тенерани" в других словарях:

  • Тенерани — Пьетро (Tenerani, 1789 1869) итальянск. скульптор, учился сперва у Демаре и Буртолини в каррарской академии худож. и, получив от нее в 1813 г. премию за статую Ореста, преследуемого фуриями, отправился в качестве пенсионера этой академии в Рим.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Богота —         Санта Фе де Богота (Bogotá, Santa Fé de Bogotá), город, столица Колумбии. Площадь свыше 600 км2. 2356 тыс. жителей (1969, с пригородами). Расположена в котловине на западном склоне Восточной Кордильеры на высоте свыше 2600 м; температура… …   Большая советская энциклопедия

  • Ваяние* — иначе скульптура или пластика в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Художник,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ваяние — иначе скульптура, или пластика в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Художник,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Скульптура — Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг …   Википедия

  • Бруггер Фридрих — (Brugger) известный скульптор, родился в 1815 г. в Мюнхене; учился несколько лет в Мюнхенской академии, с 1841 по 1843 жил в Италии; из первых его работ, исполненных в Риме, следует назвать: Молодой Тезей, обрадованный находкой отцовского меча и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Джирометти — (Джузеппе Girometti, 1780 1851) римский резчик камей и медальер; вначале занимался скульптурой под руковод. Почетти, а потом перешел к резьбе на твердых камнях и вскоре достиг в этом искусстве высокого совершенства. В особенности мастерски… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Латеран — папский дворец в Риме, законом 13 мая 1871 г., как и Ватикан и Кастельгандольфо, объявленный экстерриториальным. Он принадлежал римской фамилии Латерани, в начале III в. по Р. Хр. сделался императорской собственностью и был подарен Фаустой, женой …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лоссов — (Lossow) семейство немецких (мюнхенских) художников: 1) Арнольд Герман Л. (1805 74), скульптор, ученик Шванталера, исполнил по моделям Бруггера мраморные статуи Петра Вишера, Гиберти, Донателло, Бенвенуто Челлини, Тенерани, Гибсона и Шванталера… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.